В Казахстане с 1 октября станет обязательной маркировка табачной продукции. В процессе участвуют производители, дистрибьюторы и розница. Маркировка табачной продукции проходит в 2 этапа: с 1 октября 2020 маркируются обычные сигареты с фильтром и без, с 1 апреля 2021 года — сигары, сигариллы, стики, жидкости для электронных сигарет и т.д.
Отвечаем на основные вопросы по маркировке табачных изделий: при чём тут обычные магазины, что делать с остатками, как подготовить кассу.
Что такое маркировка табачных изделий
Маркировка — большой процесс, в котором участвуют производители, импортёры, дистрибьюторы и розничные магазины. Цель маркировки — защитить население от некачественного товара и сократить долю контрафакта на рынке.
Производители и импортёры наносят коды маркировки на упаковку табачной продукции. В кодах Data Matrix зашифрованы данные о производителе, серийный номер и проверочный код.
Код маркировки Data Matrix уникален для каждой пачки
Зачем нужна маркировка
Маркировка позволяет отслеживать путь товара от производителя к конечному покупателю: откуда и куда едет груз, кто принял и в какой магазин ушла каждая партия. Система маркировки выявит тот факт, если вдруг партия будет реализована где-то, кроме определённого магазина.
Как магазин у дома участвует в маркировке
Предприниматели регистрируются в ИС МПТ (информационная система маркировки и прослеживаемости товаров), чтобы принимать новые партии товаров и вести продажу. Если в магазин поступила маркированная партия, то магазин сканирует партию, и тогда в системе маркировки партия закрепляется за магазином.
Когда магазин продаёт пачку сигарет, кассир сканирует Data Matrix на упаковке. Информация о продаже отправляется в ОФД. ОФД передаёт эти данные дальше — в ИС МПТ. В системе маркировки эта конкретная пачка отмечается как проданная и выводится из оборота. В ИС МПТ отмечаются все движения маркированных товаров.
В магазине сканируют коды маркировки при приёмке и продаже.
Предприниматель заходит в ИС МПТ, чтобы увидеть всю информацию о принятой партии, тем самым обезопасив себя от контрафакта и предотвратив претензии от покупателей.
Если магазин какое-то время продавал маркированную продукцию, но при этом не был зарегистрирован в ИС МПТ, то после регистрации проданные табачные изделия отобразятся в личном кабинете.
Демонстрация сканирования кодов маркировки на смартфоне и компьютере в Webkassa
В Webkassa есть готовый прайс-лист EXCEL с 1062 наименованиями сигарет
Вам нужно лишь вписать свою цену и загрузить файл в Webkassa. Это облегчает работу с прайс-листом, потому что уже все готово. Надо только отредактировать файл.
Что делать с остатками немаркированных сигарет
Согласно правилам маркировки, государство предоставило год на реализацию остатков немаркированных табачных изделий. Сигареты без новых знаков могут находиться в обороте до 1 октября 2021 года без каких-либо штрафов и замечаний со стороны госорганов.
Главное
Получите ЭЦП, чтобы зарегистрироваться в СМПТ.
Зарегистрируйтесь в СМПТ для приёма партий, продажи, оформления возвратов и других возможностей.
Удостоверьтесь, что касса может передавать коды Data Matrix в ОФД. Проверьте настройки или узнайте в вашем центре техобслуживания.
Если пользуетесь Webkassa на компьютере, понадобится 2D-сканер. 2D-сканер считывает двухмерные коды маркировки, в том числе Data Matrix.
Если работаете с Webkassa на телефоне: в мобильное приложение добавлена возможность сканировать коды маркировки Data Matrix. Сканер работает через камеру телефона.
Если работаете с Webkassa на компьютере, просто продолжайте работать. Система обновится самостоятельно, и появится возможность сканирования маркировки. Для этого включите маркировку в настройках кассы.
Если работаете в учётной системе, свяжитесь с её разработчиком. Удостоверьтесь, что он также обновит вашу учётную систему для работы с маркировкой. Webkassa своевременно выпускает обновления при изменениях в законодательстве. Любые обновления входят в стоимость тарифного плана.