Касса в смартфоне, чек на электронке: Как меняется система учета в розничной торговле
Известно, что до 2015 года все было по старинке, пока в Налоговый кодекс не внесли поправки о том, что бизнесмены постепенно должны переходить к кассовым аппаратам с онлайн-передачей данных. Но не все граждане законопослушные, ведь так?
― Конечно, это и делается, в первую очередь, для того, чтобы вывести недобросовестных предпринимателей из тени. Есть такие бизнесмены, которые установили онлайн-кассу, но работники проводят через нее не все продажи, поэтому владельцы просят своих клиентов требовать чек, чтобы выявить нечестных продавцов. Бывает, это исходит и от самих хозяев. Есть такие предприниматели, которые вообще их не устанавливают, это в основном торговцы на рынках, так называемые патентщики. Вообще, нужно понять, честный бизнес всегда продвигается, растет, а если это «тёмная» торговля, когда владельцы скрываются ото всех, ни о каком процветании не может быть и речи. Наше государство итак не идет на карательные меры, чтобы бизнес в стране развивался. Поэтому все происходит постепенно. Сначала перейти в онлайн-режим обязали торговцев алкогольной продукции, владельцев автозаправок, сейчас уже охвачено более 10-ти направлений. Полный переход планируется осуществить до 2020 года. Всего у нас в Казахстане зарегистрировано 600 тысяч кассовых аппаратов, основная часть – без функции передачи данных, 100 тысяч оснащены онлайн-кассами.
Ерлан, а в чем же основные преимущества программных кассовых аппаратов перед железными?
― Как мы знаем, внутри обычных кассовых аппаратов имеется фискальная память, где хранятся данные о всех финансовых операциях. Когда он ломается, открыть для ремонта его можно только с участием сотрудника Налогового комитета. С ними возникают разные технические проблемы из-за которых останавливается работа, а для бизнесменов это критично. Наш продукт –Webkassa– сломаться не может в принципе. Мы даже обновления производим так, чтобы не останавливалась работа сервиса. Разница есть и в цене. Люди сейчас умеют правильно управлять деньгами. Фискальные регистраторы, которые обычно устанавливают в супермаркетах, стоят около 300 тысяч тенге, простые кассовые аппараты для небольших магазинов – минимум 60 тысяч тенге. Это все капитальные расходы, для малого бизнеса, возможно, не так ощущается, но, если у вас допустим 100 касс – это огромный закуп. У Webkassa нет первоначальной оплаты, только ежемесячная, за обслуживание. Кстати, при наличии железных касс тоже приходится платить за техподдержку, что бывает накладно. Железный кассовый аппарат тяжело настроить, в нашей онлайн-кассе все легко, там понятный интерфейс. Также владелец бизнеса получает много преимуществ. Допустим, когда у него несколько магазинов, он может централизованно наблюдать за всеми кассами, видит обороты. С аппаратными кассами это невозможно, нужно распечатывать Z или X-отчеты.
Получается, для того, чтобы перейти в онлайн достаточно иметь компьютер или мобильный телефон. А как дела обстоят с чеками?
― Наша система позволяет работать через мобильные устройства, web-браузер, учетную систему на компьютере. В сервер поступают данные от клиентов, мы передаем их Оператору фискальных данных ― это АО «Казактелеком», оттуда они попадают в Комитет государственных доходов. Единственный момент, который вызывает вопрос, как вы правильно заметили, это печать чеков. Ее можно делать с помощью специального устройства или мобильного принтера, что удобно для служб доставки. Но это тоже в определенный момент все исчезнет. Вообще, с нашей веб-кассой печатать можно даже на обычном принтере (если это бутик с одеждой, например, где не такие частые продажи как в супермаркете). С начала этого года официально разрешено предоставлять чеки в электронном виде. С нашей системы, например, можно отправлять на разные мессенджеры или электронную почту. Конечно, чтобы отправить чек онлайн потребуется больше времени, кроме тех случаев, когда заказ был сделан в интернете. К примеру, наши клиенты flip.kz отправляют электронные чеки покупателям. Нам нужно иметь выход на этого человека, знать, куда отправлять чек, вот в чем загвоздка. Поэтому, перейти на такое обслуживание легче всего службам доставки, где имеются личные кабинеты пользователя.
Как же приобщить самих казахстанцев к такому формату доступа услуг?
― В скором времени в стране запустят систему прослеживаемости, когда с помощью определенного кода люди смогут прямо в магазине узнать всё о продукции, чтобы быть уверенными в том, что товар не подделка, не просрочен. Люди начнут этим пользоваться и будут приобщаться к такому виду получения услуг. Мы уже ведем переговоры с производителями, заводами, которые хотят отслеживать свою продукцию, понимать, где она в конечном итоге продается. Вообще сейчас активно развивается оплата с помощью QR-кодов. Когда, допустим, человек расплачивается в супермаркете, на экране выходит QR-код, он при помощи телефона сканирует его, со счета списываются деньги и ему отправляется фискальный чек. За рубежом это активно работает. Технически для этого у нас есть несколько решений.
Напрашивается вывод, что для этого везде должен быть хороший интернет. А что делать держателям магазинчиков в деревнях и самим сельчанам, где сеть ловит с перебоями?
― В постановлении правительства есть оговорка, там, где нет сети не обязательно устанавливать онлайн-кассу. Например, в деревне. Но, постепенно, цифровые технологии доберутсяи до сельских местностей. Нужно согласиться, что перебои с интернетом бывают и в городах, поэтому, согласно законодательству, на протяжении 72-х часов разрешается работать без передачи данных. Технически в нашем продукте это тоже предусмотрено. Три дня мы работаем в автономном режиме, как только связь появляется, все данные отправляются Оператору фискальных данных.
Как обстоят дела в странах постсоветского пространства? Внедрены ли у них программные кассовые аппараты?
― Сейчас Казахстан является одной из передовых стран в СНГ в этом направлении. Россияне пока только внедрили онлайн-передачу чеков, при этом до сих пор используют железные кассовые аппараты. Был в Украине, там аналогичная ситуация. Но они об этом уже задумываются, интересовались наши проектом. То есть наши соседи только об этом думают, а мы уже ушли вперед. Со стороны мы людей не привлекаем, Webkassa– полностью отечественная разработка. Мы не монополисты, но конкуренты есть только в отдельных сегментах. Есть компании, которые предоставляют кассовые аппараты только через мобильные устройства и работают только с малым бизнесом, есть программные кассы, которые делают интеграцию через учетные системы. Мы же закрываем все ниши, таких систем в Казахстане больше нет. Для успешного функционирования нам потребовалось провести огромную работу, два года разрабатывали проект, договаривались с госорганами. Были разные организационные вопросы, наверное, в первую очередь, потому что мы предоставили новый вид кассовых аппаратов. На регистрацию нашей кассы ушло много времени, но в целом, мы успешно через все это прошли.
Скажите, кто они, ваши клиенты?
― Клиенты у нас разные. Среди крупных – это заправки «КазМунайГаз», Helios, магазины компьютерной техники Alser, бытовой техники и электроники Sulpak, Technodom, сеть быстрого питания BurgerKing и многие другие. В целом у нас 2000 клиентов в различных отраслях. Некоторые, конечно, боятся отказаться от железных касс в пользу программы, которую нельзя потрогать. Но все больше бизнесменов понимают, насколько это удобно. Есть представители бизнеса, что еще не вошли в установленный законом список, но уже покупают наш продукт ―аптеки, ломбарды и другие. Нам всем нужно переходить на новые технологии, особенно бизнесу.